Стенограмма начала заседания:В.В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья, добрый день! Рад приветствовать всех вас в России, в Санкт-Петербурге.Сегодня на заседании Совета глав правительств СНГ нам
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья, добрый день! Рад приветствовать всех вас в России, в Санкт-Петербурге.
Сегодня на заседании Совета глав правительств СНГ нам предстоит рассмотреть весьма обширную повестку дня. Всего в ней – более 20 вопросов. Также мы подведём основные итоги нашей работы за 2010 год, наметим планы на перспективу.
В текущем достаточно сложном посткризисном году нашим государствам удалось добиться неплохих результатов в торгово-экономическом взаимодействии. Так, в январе–августе текущего года товарооборот в рамках Содружества вырос почти на треть и превысил 120 млрд долларов. Это серьёзная, весьма впечатляющая цифра, свидетельствующая о том, что мы начинаем преодолевать последствия временного спада в наших торговых и инвестиционных связях.
Закрепить эту позитивную тенденцию могло бы, в том числе, и заключение нового договора о зоне свободной торговли в СНГ. Основанный на современных нормах Всемирной торговой организации, этот договор призван заменить морально устаревшее положение, соглашение о зоне свободной торговли от 1994 года, должен стать надёжной правовой базой для успешного развития делового партнёрства на пространствах Содружества.
Считаю, что до конца года новый договор можно подготовить к подписанию. Это вполне реалистичная цель. Мы сейчас в узком составе об этом говорили довольно подробно, есть отдельные замечания, соображения. Но у нас есть время для того, чтобы вернуться к этому документу ещё раз, подумать, имея в виду, что сегодня мы заслушаем информацию о ходе работы над этим документом, а подписывать его намерены уже в следующем году.
И, конечно же, нам необходимы дополнительные меры, направленные на развитие прямых связей между нашими предприятиями, компаниями, между регионами. Упомяну инициативу, которую выдвинула Россия, – открыть на базе ВДНХ-ВВЦ выставочные павильоны стран–участниц Содружества, возродить давнюю и, на мой взгляд, полезную и позитивную традицию. Хочу обратить внимание коллег на предложение, которое сделано Российской Федерацией. Мы предлагаем весьма выгодные, может быть, даже необычные условия использования этих павильонов в Москве – аренда на 50 лет с символической стоимостью аренды 1 рубль в год. Эту инициативу мы тоже обсуждали в узком составе, готовы поговорить и в более широком. Имею в виду, что некоторые страны-участницы готовы и хотели бы работать в рамках большого, единого павильона, а кто-то хочет взять отдельный павильон – это всё можно сделать и обо всём можно договориться.
На этот счёт уже достигнут ряд конкретных договоренностей. И я надеюсь, что в скором време
5148
ни гости ВВЦ смогут больше узнать о государствах Содружества, о том, как, чем они живут сегодня, о ваших достижениях в области промышленности, науки, техники, в других областях.
Напомню, что завершающийся 2010 год был объявлен в Содружестве Годом науки и инноваций. Россия как председатель СНГ уделяла этому направлению особое, приоритетное внимание.
На научно-техническом и гуманитарном направлениях у нас есть неплохие заделы. В этих сферах реализуются важные, перспективные для нас всех проекты, в том числе под эгидой Совета и Фонда гуманитарного сотрудничества. Так, недавно в Москве прошёл пятый Форум творческой и научной интеллигенции СНГ. Следующий, шестой форум примут у себя наши украинские друзья.
Начал свою работу и Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. Он должен стать механизмом координации национальных исследовательских программ в фундаментальных и прикладных научных областях.
Важно не сбавлять темпов этой работы, активно привлекать к партнёрству и кооперации ведущие вузы и научные центры, широкие круги общественности стран Содружества, тем более что мы выходим на реализацию двух масштабных межгосударственных проектов. Первый – это Программа инновационного сотрудничества и второй – План развития взаимодействия в гуманитарной сфере. Эти документы нам предстоит обсудить в ходе сегодняшнего заседания. Уверен, что они будут способствовать развитию человеческого капитала, повышению конкурентоспособности наших стран.
Отмечу, что вслед за Годом науки и инноваций в 2011 году в СНГ пройдёт Год историко-культурного наследия. Несомненно, эта инициатива также послужит дальнейшему укреплению многовековых культурных, гуманитарных, духовных связей между нашими странами и народами.
Я благодарю вас за внимание и предлагаю приступить к работе. Пожалуйста, о ходе подготовки проекта договора о зоне свободной торговли предлагается заслушать информацию министра экономического развития Российской Федерации Эльвиры Набиуллиной. И я прошу Вас (обращаясь к Э.С.Набиуллиной) остановиться на некоторых моментах отдельно, пояснить позицию Российской Федерации, многих других наших коллег – почему потребовалось именно вносить изменения либо даже принимать новый документ, я имею в виду, что с 1994 года у нас уже действует соответствующее соглашение о зоне свободной торговли. Чем вызвана необходимость принятия нового документа? Ну и по основным его параметрам, пожалуйста.
Э.С.Набиуллина: Добрый день, уважаемые главы Правительств, уважаемые коллеги! Вопрос скорейшего согласования нового договора о зоне свободной торговли является, на наш взгляд, одним из приоритетных вопросов экономического сотрудничества в СНГ и ключевым вопросом председательства России в СНГ. Сейчас правовой базой взаимной торговли между странами СНГ является заключённое соглашение 1994 года и почти сотня двусторонних договоров, в которых закреплён разный понятийный аппарат, разные процедуры, не всегда чётко регламентированные.
В своё время эти соглашения, которые заключались почти 20 лет назад, сыграли положительную роль в том, чтобы не произошло разрыва торговых связей, но сегодня они морально устарели и требуют, конечно, совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями. В новом проекте договора, над которым мы с представителями всех стран работали почти два года, на наш взгляд, удалось преодолеть и правовые пробелы, которые были, и совершенствовать инструментарий торговой политики.
Речь идёт и о применении мер торговой защиты: проект четко регламентирует условия процедуры применения этих мер, которые в настоящий момент, к сожалению, постоянно вызывают споры между нашими странами. Речь идёт и о единообразном применении мер технического, санитарного, фитосанитарного регулирования в соответствии с международными нормами.
Принципиально важной является договорённость о формировании независимой процедуры разрешения споров. Сейчас, по сути, единственный механизм, который действует между странами СНГ, – это механизм консультаций, и он по понятным причинам не всегда работает, поэтому число неразрешённых торговых споров на пространстве СНГ растёт.
Новая процедура основана на международной практике, чётко регламентирована и предусматривает независимое рассмотрение спора в разумные сроки и с конкретными результатами. Переговоры по новому Договору о зоне свободной торговли на сегодняшний день на уровне делегаций – тех делегаций, которые принимали участие в переговорах, – можно считать в достаточной степени согласованными и завершёнными. Проведённая в сентябре встреча министров экономики позволила урегулировать значительную часть разногласий, и вчера на экономическом совете также снята часть существенных разногласий. Осталось несколько вопросов, которые требует внимания уровня глав правительств.
Первый вопрос – это даже не разногласия, а просьба. Мы бы просили Совет глав правительств принять решение об ускорении внутригосударственных процедур, необходимых для ратификации Соглашения о правилах определения страны происхождения товара. Мы понимаем, какой это важный вопрос для торговых отношений, и важно, чтобы это соглашение вступило в силу не позднее даты вступления в силу Договора о зоне свободной торговли.
Вчера нам удалось также урегулировать вопросы с Республикой Беларусь. И в этой связи мы предложим на рассмотрение коллег проект оговорки, разъясняющий, что положения договора будут применяться в отношениях между Беларусью, Казахстаном и Россией в той части, в которой они не противоречат соглашениям Таможенного союза и Единого экономического пространства. И надеемся, что проект данной оговорки будет поддержан всеми участниками переговоров.
И тогда по основному тексту договора проблемы сохраняются по двум статьям. Во-первых, азербайджанские коллеги предлагают рассмотреть возможность исключения из договора правил таможенного администрирования. Все остальные считают, что таможенное администрирование играет важную роль в применении режима свободной торговли. И поэтому мы просили бы азербайджанскую сторону поддержать общую позицию по данному вопросу.
Второй элемент – это положение, которое устанавливает, что оговорки не могут делаться после подписания договора и без предварительного согласования со всеми участвующими в переговорах странами. Азербайджанская сторона также пока продолжает резервировать позицию по данному вопросу. И мы надеемся на то, что здесь также будет проявлена гибкость.
Хотела бы ещё остановиться на одном переговорном сюжете. Все делегации были единодушны во мнении, что новый договор должен заменить собой действующие торговые соглашения между сторонами. Как я уже сказала, их насчитывается более сотни, в них установлен разный объём прав, разная регламентация, разный понятийный аппарат. Необходимо согласовать юридический механизм, который бы сделал процесс прекращения действия старых соглашений практически автоматическим.
Если перечисленные элементы основного текста соглашения удастся согласовать, то нам будет необходимо решить только ещё одну переговорную задачу – это согласовать список изъятий из режима свободной торговли. Вчера на экономическом совете по этому вопросу также был достигнут большой прогресс, и надеемся, что нам это удастся сделать в ближайшее время.
По мнению российской стороны, все перечисленные переговорные проблемы можно было бы решить достаточно быстро. Мы планируем провести ещё один раунд переговоров 21–23 декабря и надеемся, что все страны примут участие в этом процессе. И тогда нам можно будет вынести уже проект договора на внутригосударственное согласование, которое займёт ещё один-два месяца. И таким образом, весной следующего года договор, как мы и договаривались раньше, может быть подписан. И поэтому у нас просьба – дать политическое указание переговорным командам завершить переговоры до конца этого года. На наш взгляд, это вполне реально. Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо большое, Эльвира Сахипзадовна. Пожалуйста, уважаемые коллеги, какие вопросы, кто хотел бы выступить, прокомментировать, высказать какую-то позицию по этой проблеме?
Нет? Тогда предлагается решение принять. Есть ли возражения? Нет. Решение принимается. Спасибо большое.
Я хотел бы в качестве комментария два слова. У меня большая просьба к руководителям делегаций – а я исхожу из того, что в решении вопросов подобного рода должным образом заинтересованы все участники процесса, – просьба в том, чтобы все принимали участие в обсуждении этих проблем на экспертном уровне. Потому что если у нас отсутствуют эксперты от какой-то из стран, то потом на финальной стадии очень трудно договариваться, потому что подчас не вернуться к дискуссии с нуля. Это сложный, длительный и непростой процесс.
Большое спасибо.
Следующий вопрос, пожалуйста, о ходе подготовки проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества. Слово – Мухаметшину Фариту Мубаракшевичу. Пожалуйста.
Ф.М.Мухаметшин (руководитель Россотрудничества): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Совета, уважаемый Сергей Николаевич (Лебедев)!
В соответствии с вашим решением от 21 мая этого года Россотрудничеством совместно с национальными государствами-заказчиками, головным разработчиком – российской Высшей школой экономики и национальными разработчиками подготовлен предварительный проект Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств–стран-участников СНГ на период до 2020 года. Проект программы готовился при самой активной поддержке исполкома СНГ. Внесённая на рассмотрение сегодняшнего заседания Совета глав правительств программа основана на положениях, заложенных в Стратегии экономического развития СНГ и основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств–участников СНГ в инновационной сфере, которые были приняты вами в течение двух последних лет. При этом мы исходили из ваших решений о необходимости радикального пересмотра сложившихся форматов научно-технологического взаимодействия на пространстве Содружества и выхода на новый этап интеграционных процессов.
Цель программы – предложить широкоформатный механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, национальные законодательства, разрабатывать и организовывать государственные целевые программы, инновационные проекты других форматов в целях создания условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств–участников СНГ в новых политических и экономических условиях. Программой заложены самые передовые подходы в инновационной области – например, технологические платформы, центры превосходства и так далее.
В связи с активной работой в России по формированию технологических платформ по решению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, возглавляемой Премьер-министром России, мы координируем свою работу и с разработчиками этих платформ. Достигнута договорённость, что российские платформы будут открыты для всех стран СНГ.
Другой важный подход, учитывая наши стремления к кооперации с европейскими партнёрами, – это то, что мы сочли необходимым заложить проект подхода, позволяющего выйти на взаимодействие с проектами в рамках Седьмой рамочной программы Европейского союза и аналогичными мероприятиями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В итоге мы как бы достраиваем, дополняем эти известные в мире программы и надеемся, что сможем встать в один ряд с ними.
Вашему вниманию предложен предварительный проект, который состоит из пяти подпрограмм, которые включают межгосударственную кооперацию в инновационный сфере, развитие научно-технологического потенциала, кадрового обеспечения инновационного сотрудничества, совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры, а также межгосударственное регулирование инновационной деятельности.
В принципе каждая из этих подпрограмм, по сути, является межгосударственной целевой программой. В случае необходимости мы готовы подробно доложить о каждой из пяти подпрограмм. Кроме того, в документе предусмотрен блок управления программой финансирования мероприятий и проектов, а также мониторинга и оценки эффективности использования. В настоящее время этот раздел ещё проходит процедуру согласования с национальными госзаказчиками и разработчиками.
Предварительный проект программ рассматривался 17 сентября нынешнего года на заседании экономического совета СНГ, и дальнейшая работа ведётся с учётом рекомендаций экономического совета. Экономсовет рекомендовал национальным государственным заказчикам ускорить подготовку национальных частей программы, а также инновационные подпрограммы проектов. Следует откровенно признать, что национальные части программы – пока слабое наше место. Мы намерены 13–14 декабря текущего года в Астане подробно рассмотреть этот вопрос на заседании рабочей группы. В то же время в части наполнения проектного блока программы от национальных заказчиков и разработчиков поступает предложение как по инновационным проектам, так и по технологическим платформам. Уже имеется перечень более 140 проектов. Правда, эти проекты находятся в разной степени оформления и проработки. В случае поддержки вами сегодня наших подходов к разработке примерной программы мы начнём работу по доведению их до уровня, отвечающего критериям включения в программу.
Уважаемые члены совета! Позвольте обратить ваше внимание на одну проблему, которая возникла в ходе работы над программой. Разработка такого широкоформатного построения программы входит в противоречие с положениями, прописанными в документе о порядке разработки, реализации, финансирования межгосударственных целевых программ СНГ, утверждённом решением Совета глав Правительств СНГ ещё 16 апреля 2004 года. Это и понятно, ведь порядок разрабатывался семь лет тому назад в других экономических условиях.
В чём заключаются эти противоречия? В частности, порядок не предусматривает использования механизмов государственных гарантий, бюджетного кредитования, облигационных займов, налоговых, таможенных, тарифных льгот и преференций, введение льготных обязательных условий при закупках инновационной продукции, использование договорных форм конституционного типа и других механизмов государственно-частного партнёрства. Порядок также не предусматривает создания органа управления – оператора Межгосударственной программы. Наконец, действующим порядком не предусмотрена возможность финансирования программы и её инновационных проектов из национальных, межгосударственных и международных фондов – венчурных, трастовых, институтов развития, банковских учреждений, а также за счёт других средств, поступающих из внебюджетных источников.
Вышеназванное как раз является, по нашему мнению, необходимым условием для успешной реализации программы. В этой связи заказчик-координатор (Россотрудничество) и головной разработчик (Высшая школа экономики), национальные государственные заказчики, национальные разработчики, а также ряд структур Исполкома СНГ пришли к единому мнению о необходимости изменения формата и, соответственно, названия программы. Что касается российской позиции, то такой подход поддерживают Министерство экономического развития, Министерство финансов и Министерство образования и науки России.
С учётом изложенного просим Вашего согласия на изменение названия документа с Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на Межгосударственную программу инновационного сотрудничества: исключить из названия программы слово «целевая». Это позволит решать задачи перехода от целевой к более широкоформатной программе. Со стороны разработчиков будут предприняты по выполнению вашего поручения все необходимые усилия, чтобы проект программы представить в апреле будущего года на рассмотрение экономического совета и на ваше утверждение на очередном заседании Совета глав правительств в мае 2011 года. Просим рассмотреть.
В.В.Путин: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, какие есть вопросы или комментарии? Нет? Предлагаю принять решение Совета глав правительств по этому вопросу. Нет возражений? Принимается. Спасибо большое.
Добавить комментарий